20101119

Избыточный вес и психологические факторы.

В возникновении избыточной массы тела наряду с наследственной предрасположенностью и эндокринными расстройствами большую роль играют социальные и психологические факторы. В подавляющем большинстве случаев излишняя полнота развивается в результате неправильного образа жизни – постоянного переедания, нерационального питания, недостаточной физической активности, хронического эмоционального перенапряжения и т. п.
На фоне наследственной предрасположенности основной причиной тучности является переедание. Есть немало семей, в которых царит буквально культ еды. Особенно по выходным дням люди едят помногу и почти непрерывно. А вечерами после работы неукоснительно соблюдается традиция очень плотно ужинать и, помимо этого, перекусывать, закусывать и лакомиться, пока смотрят телевизор. Так, глядя на экран, некоторые даже не замечаю, как съедают полбатона хлеба, коробку конфет, пачку печенья или еще что-нибудь такое же калорийное… и ненужное. К тому же в таких семьях принять настойчиво предлагать еду и уговаривать друг друга «съесть еще кусочек, еще ложечку, еще тарелочку» и т.п. Это становится чуть ли не единственным способом проявления заботы и внимания.
Часто говорят о наследственной полноте. Однако о ненаследственном, характере тучности свидетельствуют результаты многих научных исследований. Например, немало случаев, когда страдают полнотой все члены одной и той же семьи, даже если между ними нет кровного родства – супруги, теща, свекровь, приемные дети. Обнаружено, что у полных людей и домашние животные часто отличаются повышенным весом.
У детей, вырастающих в семьях, где много едят, уже в раннем детстве возникает нарушение функционального состояния нервных центров, регулирующих аппетит и чувство насыщения. В результате некоторые люди чаще и сильнее, чем другие, хотят есть. Они съедают больше, чем необходимо организму, так как появление во время еды чувства насыщения у них сильно запаздывает.
Помимо этого, во многих семьях готовят слишком сладкую или слишком соленую пищу. Детей приучают к слишком сладким блюдам, что повышает пороги вкусовой чувствительности к сладкому. В результате взрослому человеку, который, к примеру, пьет чай и насыпал в стакан одну ложку сахара, кажется, что чай несладкий. Для того чтобы чай показался ему сладким, он должен насыпать три, а то и пять ложек сахара. А чай без сахара уж и вовсе кажется безвкусным, несъедобным. Аналогично получается и с вкусовой чувствительностью к соленому. Некоторые, приступая к еде, даже не попробовав, досаливают блюда.
Одна из причин большой распространенности избыточной массы тела – плохая осведомленность о правилах рационального питания. Мало кто знает, как контролировать количество еды с помощью подсчета калорий, какие продукты калорийные, а какие нет, из каких питательных веществ они состоят.
Кроме того, широко распространены ошибочные представления – предрассудки, укоренившиеся в сознании многих. Например, полный ребенок – будто бы символ здоровья, а полнота взрослого якобы свидетельствует о достатке, солидности, благополучии, социальных достижениях, «весе» в обществе. (Замечу, что на распространенность избыточной массы бела в различных регионах нашей страны влияют мода, представления о красоте, стереотип внешности. Представление о том, какой человек считается красивым, привлекательным, современным, может быть резко противоположным у представителей разных социальных и этнических групп населения). Существует немало ошибочных представлений о различных пищевых продуктах, иногда граничащих с абсурдом, например, что сахар полезен для здоровья, так как якобы необходим для мозга, печени, костей. из этого делается вывод, что сахара нужно есть как можно больше.
Нередко причиной избыточной массы тела становится хроническое эмоциональное перенапряжение (тревога, депрессия, неудовлетворенность и т. п.), которое вызывает искусственное повышение аппетита и навязчивое предание, с которым трудно бороться. Есть люди, которые в состоянии депрессии, эмоционального напряжения или в стрессовой ситуации начинают есть больше, точно так же, как другие в напряженной ситуации курят.
Американский психолог Стэнли Шехтер так описывает общение матери с младенцем: ребенок плачет, когда ему неудобно или больно, или он испуган, или ему хочется есть. Опытная мать поменяет пеленки, когда ребенок мокрый, накормит, когда он голоден, успокоит, когда он испуган, и т. п. А неопытная и тревожная мать ведет себя абсолютно неправильно, неадекватно, то есть не в соответствии с состоянием ребенка: желая успокоить его, пытается кормить, чуть только он закричит. Такое поведение матери – основа хронического ожирения, которое в дальнейшем разовьется у ребенка.
В такой ситуации у ребенка происходит смешение сильных эмоциональных состояний и чувства голода. В подобных условиях в детстве часто не формируется способность различать чувство голода и страха (тревоги, гнева). И тогда человек может неосознанно воспринимать любое состояние эмоционального возбуждения как чувство голода.
Таким образом, если тучный человек считает, что он голоден, это может быть нечто иное, чем у людей с нормальным весом: не исключено, что он просто чем-то расстроен. В стрессовой ситуации человек обычно легче воспроизводит те способы поведения, которые возникли еще в раннем детстве. И если его научила мать, он и от страха ест. Стремящиеся похудеть обычно жалуются на повышенный аппетит и постоянное чувство голода. Некоторые из них сами догадываются, что их голод вызывается причинами психологического порядка, что это искусственное чувство. Такой голод усиливается в период плохого настроения, при появлении чувства тоски, одиночества. Неустроенность в личной жизни, неприятности также пытаются компенсировать едой, находя в ней «утешение». В моменты неудач и огорчений еда кажется единственно доступным средством получения удовольствия и положительных эмоций. Однако таким образом люди не решают возникающих проблем, а лишь заглушают свое чувство неудовлетворенности.